Как искать работу, если у вас редкая профессия

Редкая профессия может быть преимуществом при поиске работы, а может, наоборот, стать осложняющим фактором. Всё дело в том, насколько она востребована в данный момент на рынке труда.

Редкая профессия — понятие относительное. Кого считать редкими — например, врачей-эпидемиологов, пилотов гражданской авиации, iOS-программистов, scrum-мастеров, водолазов, стеклодувов, геоэкологов, берейторов (это специалисты по обучению верховой езде), переводчиков с суахили, палеонтологов или таких уникальных специалистов, как космонавты и инженеры-конструкторы космических аппаратов? На самом деле — всех перечисленных.

Редкие — это и узкоспециализированные направления обычных специальностей (например, маркетологи в сфере юридических услуг, менедежеры по В2В-продажам уникального сложного оборудования), и просто редкие специальности (пилоты, водолазы), и по-настоящему уникальные профессии (как космонавты). В любом случае это специалисты, которых заметно меньше, чем представителей массовых профессий.

Редкие профессии — не всегда новые и модные. Если какая-то специальность раньше была массовой, а теперь рынок труда страдает от нехватки таких специалистов, то это значит, что она тоже стала редкой.

Первый случай: профессия очень востребована

Бывают редкие профессии, которые высоко востребованы у работодателей. В таком случае возникает дефицит в специалистах (их меньше, чем нужно рынку) — и компании конкурируют между собой, стараясь переманить профессионалов друг у друга. Если это ваш случай, то найти работу не проблема — она сама вас найдет, только дайте работодателям шанс.

Примеры востребованных редких профессий:

  • узкоспециализированные ИТ-специальности при условии, что вы опытный профи, а не начинающий. Например, фронтенд-разработчики, PHP-разработчики, Java-разработчики, Android-разработчики, iOS-разработчики, специалисты по Data Science и машинному обучению уровня «мидл» или «сеньор», консультанты SAP и так далее;
  • инженеры разных специализаций. Но опять же, при условии, что вы опытный профессионал и хорошо знакомы с современными, а не устаревшими технологиями. Главная проблема рынка труда инженеров в том, что профессиональный уровень кандидатов часто не соответствует ожиданиям работодателей. Тех, у кого в дипломе написана специальность «инженер», много, но среди них недостаточно тех, кто владеет современными технологиями;
  • многие рабочие специальности. Характерная черта нашего времени: профессиональные электрики, слесари, сантехники, станочники, каменщики, крановщики и представители многих других квалифицированных рабочих специальностей стали дефицитными. Но это тоже касается опытных специалистов с высоким уровнем профессионализма, знакомых с современным сложным оборудованием;
  • профессия, спрос на которую резко возрастает в определенной ситуации. Яркий пример: врачи-инфекционисты и реаниматологи во время пика эпидемии коронавируса.
Как искать работу

Если вы обладатель подобной профессии, то никаких сложностей с поиском работы у вас быть не должно. Можно даже не искать вакансии — работодатели сами звонят вам и пишут, предлагают работу и уговаривают перейти к ним, даже если вы в данный момент не в поиске. Это, кстати, главный признак того, что у вас редкая, но востребованная профессия: вас регулярно пытаются «схантить».

Но чтобы получить интересное предложение о работе, нужно, чтобы потенциальные работодатели знали о том, что вы представитель той самой профессии, в которой они нуждаются, и имели возможность связаться с вами. Вот как это сделать:

1. Разместите свое резюме на hh.kz. Это самый простой вариант. Редких специалистов работодатели обычно вручную ищут в базе резюме и предлагают им работу, независимо от того, откликались ли они на их вакансии. Если хотите исключить заведомо нерелевантные предложения, то:

  • напишите в резюме, помимо своих опыта и навыков, а также интересующего вас уровня зарплаты, пожелания к будущей работе: например, какими проектами вам хотелось бы заниматься, а какими — точно нет;
  • установите ограниченную видимость своего резюме, чтобы его видели только представители компаний, в которых вам интересно было бы поработать.

2. Развивайте свой личный бренд (имидж профессионала) — постарайтесь, чтобы вас знали в профессиональном сообществе. Участвуйте в профессиональных мероприятиях (конференциях, форумах, вебинарах и так далее) как докладчик, публикуйте статьи на темы по вашей специальности. За такими мероприятиями и публикациями в профильных изданиях следят не только ваши коллеги, но и рекрутеры — они присматривают здесь дефицитных кандидатов.

3. Вам некогда или лень тратить время на профессиональные мероприятия и публикации помимо работы? Хотя бы просто укажите на своей персональной странице в соцсетях свою специальность. Дефицитных специалистов ищут и так.

Какие бывают сложности

Вы представитель редкой, но востребованной профессии, разместили свое резюме на hh.kz, однако вам никто не предлагает новую работу? Причин может быть несколько:

  • возможно, вы переоцениваете востребованность вашей специальности (тогда читайте советы из следующего раздела этой статьи);
  • может быть, у вас завышенный уровень зарплатных ожиданий. То есть он сильно выше рыночного уровня зарплат по вашей специальности, и ни один работодатель при всем желании не готов столько платить даже дефицитному профессионалу. Проверьте, какой уровень зарплат фигурирует в вакансиях по вашему профилю;
  • взгляните на настройки видимости своего резюме: может быть, вы когда-то установили режим «не видно никому» и забыли его снять или иным образом слишком сильно ограничили видимость (например, оно видно только одной компании, но она сейчас не ищет таких специалистов, как вы);
  • возможно, стоит что-то улучшить в вашем резюме, например, точнее описать ваш уникальный опыт. Попробуйте откликнуться на какую-нибудь вакансию по вашему профилю и посмотрите, заинтересуется ли работодатель;
  • возможно, у вас репутация «сложной звезды». Узкопрофессиональный мир очень тесный, всегда можно навести справки о кандидате у его бывших коллег. Если на прошлых работах у вас случались крупные конфликты, об этом, скорее всего, станет известно. Мы рассказывали, как искать работу в случае конфликтного увольнения и как неправильный имидж в соцсетях мешает найти работу.
  • вы активны в социальных сетях? Если да, критически взгляните на свою страницу глазами работодателя. Иногда именно в этом бывает причина неудач с поиском работы.

Еще одна типичная проблема — вас не устраивает работа, которую вам предлагают. Что ж, это либо тоже про несоответствие ожиданий рыночным реалиям, либо тот случай, когда нужна не просто подходящая работа, а работа мечты. Но достичь мечты всегда непросто — такая удача редко сама падает в руки. Возможно, вам стоит проявить инициативу и регулярно смотреть вакансии по своим критериям, а не ждать, пока работа мечты сама вас отыщет.

Второй случай: профессия не очень востребована

Это нисколько не умаляет ценности профессии — она может быть очень важной. Всё дело в узком рынке труда: в таких специалистах нуждается ограниченное количество работодателей (только из определенной сферы деятельности), да и у тех вакансии открываются нечасто. Например, профессия генного инженера считается очень перспективной, и это образовательное направление пользуется популярностью у молодежи. Но очевидно, что вакансий для такой специальности не может быть много. То же самое касается любых узких специалистов.

Примеры редких профессий с редкой востребованностью:

  • врачи узких специализаций, которые есть не во всякой крупной больнице или поликлинике, а в основном работают в профильных научных и медицинских центрах. Например, генетики и эмбриологи, диетологи;
  • специалисты, которые нужны в предприятиях определенной отрасли, если таких предприятий в целом немного. Например, ихтиологи, химики-парфюмеры, эксперты-графологи, технологи уникального производства, полиграфологи, криптологи, водолазы, пилоты, капитаны судна, фумелье, конфекционеры (специалисты по закупкам тканей на швейное производство), энологи (это технологи виноделия) и так далее;
  • уникальные специальности вроде космонавтов.

Удостовериться в том, что предложения о работе по вашей специальности появляются редко, очень просто:

  • в таком случае, разместив на hh.kz резюме, вы не получаете от работодателей предложений по вашему профилю. И в подборках вакансий, которые наш Умный поиск рекомендует вам как подходящие, вы чаще всего видите работу не по вашему профилю (значит, вакансий по вашей специальности нет);
  • если вы введете в строку для поиска вакансий на hh.kz название вашей профессии, то убедитесь, что таких предложений крайне мало (от силы несколько десятков) или их нет совсем.
Как искать работу

1. Не стоит ждать, пока вас найдет работодатель. Ищите активно сами: регулярно смотрите вакансии и откликайтесь на подходящие. Расширьте регион поиска на hh.kz: обычно там предустановлен ваш населенный пункт, а чтобы увидеть вакансии из других городов, выберите вариант «Казахстан». Возможно, в вашем случае переезд — единственный способ устроиться по специальности. Только не забудьте отметить в резюме готовность к переезду.

2. Как узкий специалист, вы наверняка знаете все основные предприятия и учреждения вашей сферы. Составьте список потенциальных работодателей и обратитесь к ним напрямую, независимо от того, есть ли там сейчас вакансии для вашей специальности. На сайтах большинства современных компаний бывает раздел «Карьера у нас» с контактами отдела управления персоналом. А на персональных страницах работодателей на hh.kz есть специальная функция — можно отправить работодателю сигнал «Я хочу тут работать». Также можно подписаться на вакансии этой компании. Воспользуйтесь и тем, и другим.

Найдите на hh.kz интересующую вас компанию, переключив поиск с вакансий на компании:

Как искать работу, если у вас редкая профессия

Перейдите на страницу этой компании и нажмите на кнопки «Я хочу тут работать» и «Подписаться»:

Как искать работу, если у вас редкая профессия

Если вакансий для вас нет в данный момент, но вы покажетесь ценным специалистом, вас включат в кадровый резерв и предложат работу при первой возможности.

3. Поддерживайте связи с однокурсниками и экс-коллегами. Вращайтесь в узкопрофессиональном кругу — вступите в профессиональные сообщества в социальных сетях, участвуйте в профессиональных мероприятиях (конференциях, форумах и так далее) и знакомьтесь там с новыми коллегами. Словом, формируйте связи. В узкопрофессиональных сферах поиск кандидатов на вакансии часто начинают с ближнего круга и только потом рассматривают кандидатов с открытого рынка.

4. По тем же причинам, которые указаны в пункте 3, развивайте свой имидж профессионала. В вашем случае это критически важно: если вас знают на узкопрофессиональном рынке как одного из ведущих специалистов отрасли, то больше шансов на то, что, как только где-то откроется вакансия, на нее пригласят персонально вас, даже не рассматривая других кандидатов.

Какие бывают сложности

Если вы находите подходящие вакансии, откликаетесь, но ваши отклики не просматривают или после просмотра не зовут на собеседование, постарайтесь разобраться в причинах:

  • возможно, у вас завышенный уровень зарплатных ожиданий (работодатели не готовы столько платить). Взгляните, какой уровень зарплат фигурирует в вакансиях по вашему профилю, аккуратно расспросите знакомых из других компаний про уровень зарплат;
  • может быть, ваше резюме стоит усовершенствовать. Проверьте его на безупречность;
  • случались ли у вас крупные конфликты на прежних работах? Если да, не исключено, что в узком профессиональном кругу у вас сложилась репутация «сложной звезды». Мы рассказывали, как искать работу в случае конфликтного увольнения;
  • вы активны в социальных сетях? Если да, критически взгляните на свой имидж там глазами работодателя. Иногда именно в этом причина неудач с поиском работы.

Еще одна возможная проблема — когда вакансий по вашему профилю почти совсем не бывает, либо на каждое такое предложение появляется слишком много претендентов (высокая конкуренция за место). Что ж, возможно, это признак того, что профессия умирает — в ней перестают нуждаться.

В таком случае пора менять профиль. Поверьте, это возможно в любом возрасте! Главное определиться с направлением — обычно можно найти что-то близкое и более востребованное рынком, где будет уместен ваш прежний опыт.

Удачи!